В России электронная коммерция развита слабо, и основная конкуренция проходит не между разными интернет-магазинами, а между ними и «оффлайном». Это подтверждает и наш опрос: кандидат «против всех» занял четвертое место — 865 респондентов за год не совершили ни одной покупки в Интернете. По данным компании OZON, онлайн-покупателей становится все больше, но их все еще немного: из 50 млн. интернет-пользователей только 10 млн. хоть раз совершили покупку в Сети.
Преимущества онлайн-коммерции для продавца очевидны: экономия на аренде помещений и огромный географический охват. Однако при этом сильно отличается сам подход к торговле. У любого шопоголика в шкафу есть пара платьев или галстуков, которые были куплены спонтанно, на эмоциях, и ни разу с тех пор не надевались. Любители «начинать новую жизнь» в порыве закупаются тренажерами, утварью для здорового питания или новыми гаджетами. Владельцы магазинов знают все о наших слабостях, поэтому оформление торговых залов они возвели в ранг настоящего искусства.
Но все это неприменимо для интернет-магазинов. Между моментом выбора и днем доставки товара проходит много времени, покупатель может хорошенько подумать, сопоставить цены, почитать отзывы — решение о покупке принимается более рационально. Именно эта особенность делает шопинг онлайн более привлекательным, уверен Нильс Тонсен, управляющий директор интернет-магазина Lamoda.ru. Кроме того, торговля в Сети предлагает неограниченно широкий ассортимент товаров по более низким ценам и экономит массу времени, добавляет руководитель пресс-службы компании OZON Назамутдинова Мария.
Однако, тем, кто только осваивает онлайн-продажи, бывает трудно найти подходящий сайт, привыкнуть к интерфейсу, освоить платежные системы. Пугают и неопределенность сроков доставки, риск приобрести поддельную продукцию и неудобства, связанные с возвратом.
Кроме того, почти у каждого интернет-шопоголика был неудачный опыт — то размер не подойдет, то цвет. Чтобы не прогадать, товар все же нужно померить, повертеть в руках. Поэтому большинство наших читателей чаще всего покупают в интернете мелкую бытовую технику, книги и канцтовары. Крупные покупки все еще совершаются оффлайн. Это совпадает со статистикой интернет-магазина OZON: треть их продаж приходится на книги, треть — на электронику и еще треть на остальные категории.
Третью строчку в итогах опроса заняли одежда и обувь. По словам представителя магазина Lamoda.ru, который специализируется как раз на этих товарах, еще два года назад в Сети практически не было серьезных fashion-ритейлеров. Тогда на первом месте по популярности были книги, сейчас это одежда и обувь, сообщает пресс-секретарь компании OZON.
Все дело в том, что интернет-магазины, чтобы привлечь покупателя, теперь предлагают заказать сразу несколько размеров, примерить при получении и оплатить только подходящий размер. Предусмотрена бесплатная доставка и возможность возврата в течение 365 дней. Все это снизило риски покупателя, и результат не заставил себя ждать. Однако, самые хитрые шопоголики, освоив интернет-торговлю, вскоре покидают российский рынок и мигрируют в поисках брендовой одежды в англоязычный сегмент Сети. Ничего не стоит померить понравившуюся вещь в фирменном магазине, а потом заказать ее прямиком из Европы или США, получив солидную скидку и более высокое качество.