Розничное кредитование проиграло картам

30 января 2013

По итогам прошлого года сегмент кредитных карт продемонстрировал темпы роста в два раза выше, чем розничное кредитование в целом.

Российский рынок кредитных карт вырос в 2012 году на 82,5% против 61,6% годом ранее, вдвое превысив темпы роста розничного кредитования в целом (40%), свидетельствует обзор, подготовленный ТКС-банком. Согласно ему, по итогам прошлого года объем задолженности по кредитным картам составил 671,3 млрд руб., увеличившись за год на 303,5 млрд руб. Как следует из исследования, более половины данного роста (63%) обеспечили пять крупнейших игроков на этом рынке — это Сбербанк (с долей рынка 22,2%), «Русский стандарт» (15%), ВТБ 24 (7,2%), ТКС-банк (7,2%) и Восточный экспресс банк (6,7%).

При этом, как следует из данных исследования, среди лидеров (топ-5) темпы роста задолженности объема по кредитным картам ниже среднерыночных продемонстрировал лишь банк ВТБ 24, объем задолженности по его кредитным картам вырос в два раза меньше, чем по рынку,- на 40,8% за год. Остальные банки из пятерки крупнейших росли быстрее рынка. В результате доля ВТБ 24 на рынке кредитных карт к 1 января 2013 года сократилась до 7,2% против 9,4% на 1 января 2012 года. Таким образом, хотя по объему портфеля ВТБ 24 все еще сохраняет третье место (48,6 млрд руб.), его позиции значительно ослабли. За счет агрессивного роста вплотную к нему по этому показателю приблизился ТКС-банк (48 млрд руб.), продемонстрировавший за год рост 126%, и Восточный экспресс банк (45,1 млрд руб., прирост за год — 95,2%).

В ВТБ 24 связывают свое отставание на рынке кредитных карт по сравнению с конкурентами с заботой о клиенте. «В отличие от многих лидеров по приросту карточного портфеля, мы имеем в своем ассортименте широкий спектр кредитных продуктов, а не только карты,- сообщил начальник управления пластиковых карт ВТБ 24 Александр Бородкин.- Ориентируясь на политику максимального соответствия предоставляемого продукта нуждам клиента, мы предлагаем клиенту не обязательно карточный продукт, а продукт, отвечающий его потребностям (кредит наличными, целевой кредит и т. п.)».

Впрочем, в пятерке лидеров карточного рынка только у ТКС-банка нет других кредитных продуктов, кроме карт, остальные также предлагают своим клиентам альтернативу карточным кредитам — как минимум в виде нецелевых кредитов. По мнению участников рынка, снижение доли ВТБ 24 на рынке кредитных карт связано в первую очередь с его бизнес-моделью. ВТБ 24 отличается от других лидеров этого рынка тем, что ориентируется на работу с клиентами, имеющими средний и выше уровень доходов, а не с массовым сегментом.

Источник: Коммерсантъ.